Когда мы говорим об успешном украинском проекте, который мы все хотим видеть, то люди часто  путают успешный экономический проект с идеологическим.  Идеология сегодня — это некий анахронизм уже отживший свое. Никакая местечковая идеология в мировых глобальных процессах уже никого не интересует. Как я уже писала раньше, ссылаясь на книгу Ханса Рослинга «Эффективность», что все эти идеологические ярлыки — устаревшие и бессмысленные. Только понимая хорошо глобальные процессы и мировые тренды, систематизируя их, взаимодействуя с целями и задачами других проектов, трендов, мы сможем определить свое место, и участвовать в них.

Если же мы начнем впихивать в свой глобальный проект идеологию и, к примеру, говорить, что Украина для украинцев, то мы загоняем себя в рамки границ, где мы не сможем развивать свой проект. Такая ограниченная система будет просто нежизнеспособной.  Никто сейчас в одиночку не выживает. Когда Каха Бендукидзе реформировал Грузию, то делал ее по учебнику институционалистов. Он создавал социальные институты, а институты создавали среду. Это классика. Грузия сделала идеальные институты.  Было лицо, были возможности, но не было плана, не было модели. Маленькая экономика и рядом ни одного богатого рынка.  Грузии ничего не оставалось как скатиться в моноотраслевой туризм, в этнографию, которая может принести процента два прибыли. Что предлагают нам на этом пути? Зерно — монокультурный путь с дешевой рабочей силой и с маленькими инвестициями, более прогрессивный для бедного населения. Зачем это нам, если у нас хорошая логистика, большие рынки рядом и есть возможность развития.

Сейчас мир находится на пороге создания новой экономической парадигмы. Это значит, что мы получим новую экономическую модель развития и управления обществом, вместе с которой, я думаю, возникнет и какая-то новая идеология, но это всё будет вторично. Сначала тренд, потом экономическая теория и только потом идеология, а не наоборот.  Для нас важно иметь что-то, с чем мы сможем вписаться в эту новую модель общества, в новый тренд. И как можно быстрее. Это будет иметь значение, кто быстрее, а для этого нам нужна Украина как открытая экономическая система, которая будет развивать свою экономическую экспансию на другие государства, а для этого нужна идеология приемлемая для граждан других государств. Сегодня нужно мыслить не отдельными государствами, а экономическими моделями развития.

Я не собираюсь здесь писать какую-то программу/проект, в этом нет смысла. Как нет смысла и читать все то, что у нас пишут всякие узкопрофильные специалисты под выборы для партийных проектов. Всё это никому не надо. Глобальный стратегический проект они все равно не напишут. Но самое главное, что всё уже давно написано. Есть программа, которую для нас писали американцы за свои деньги. Её, наверное, еще при Ющенко начали писать, а при Януковиче закончили. Были и другие интересные программы и наработки. В этом посте я хочу рассказать о том, что у нас был прекрасный шанс, но мы его потеряли. С нами произошло худшее из того, что могло произойти — мы вообще ничего даже не попробовали сделать. И не попытались! А ведь мы все вышли на Майдан ради своей мечты. Это была мечта о том идеальном государстве, которое мы все хотели построить. За эту мечту погибли люди. Разве они мечтали о том кошмаре, в который нас окунули, разве за это гибли?

У нас проблемы не в программах, а в бандитско-совковом менталитете и в людях-реформаторах, которые бы отдали себя реформированию страны. Когда Яценюк стал премьером, и так много говорил о себе и его Кабмине-камикадзе,  готовом пожертвовать собой ради реформ, то я даже поверила, что он действительно будет реформировать страну.  Но увы, ни фига они не собирались реформировать — ни Сеня, ни Петя. Они просто украли вместе со всеми своими коррупционными схемами и нашу мечту. Я тогда еще надеялась на Каху Бендукидзе, который мог бы заставить их что-то делать и помочь, но  его не стало, а наши «великие реформаторы» скупили доллары, скинули их в оффшоры, и обвалили гривну.  Потом начали у манюпаса вытряхивать все, что у него еще осталось. Собственно, это все их реформы. Плюс Роттердам+.

Совок с его кадрами — это всегда отрицательный отбор. Это просто нужно понимать.  Именно из-за этой совковой номенклатуры, мы с вами, скорее всего, уже потеряли государство, потому что потеряли суверенитет. А что это за государство, которое не способно принимать самостоятельно решения, когда нам Вован диктует условия, а потом за нашей спиной решает нашу судьбу то с Трампом, то с Меркель. Хуже всего то, что даже если здесь найти порядочного человека и дать ему ресурс, то это не может быть гарантией успеха, потому что вокруг него обязательно соберется куча подонков, которые все загубят. Здесь нужна команда реформаторов, не только с планом, но и логикой, с умением прогнозировать будущее. Это должны быть люди с менталитетом реформаторов-мечтателей. Окрыленных много, крылатых мало. Это единственная наша проблема. Кроме соседней империи, конечно же. И эта империя, как уже всем понятно, в покое нас не оставит.

Есть ли способ избавиться от империи? Конечно же да! Противостоять их чудовищному имперскому проекту «Русского мира» можно только одним — альтернативным проектом. Но самое изумительное, что он у нас есть.  Единственный способ уничтожить территориальную империю — это отделить от нее ядровую нацию. А мы исторически являемся этой ядровой нацией — потомки Киевской Руси. Мы должны выделить это национальное ядро из империи и отделиться. Украина – это выделившаяся ядровая нация империи. У территориальной империи нет никакой перспективы. И если государство Украина сможет это понять, обосновать, и принять, то у нас есть шанс выжить и успешно развиваться. Если не поймем  — нас сожрет империя. Одним из излюбленных методов поглощения территориальной империей народов и народностей, был и будет метод национального унижения, через навязывание ложных смыслов об экономической, политической и управленческой несостоятельности их элиты. С одновременным навязыванием идеи счастья и благополучия в рамках нахождения в составе территориальной империи.  Это мало понять,  нужно усвоить это навсегда.

Проект, который у нас был и где-то до сих пор есть — это проект создания славянского государства — прямого потомка Киевской Руси. Украины как центра экономического развития, но без имперско-ордынских замашек. А в дальнейшем и политической экспансии, когда империя в очередной раз развалится. Проект был, но не было воли у руководства. Зачем возиться с какими-то проектами, если жизнь и так удалась. У нас все эти планы и концепции давно стали технологией забалтывания проблемы и способом оставить все так, как оно есть. Если нынешнюю политическую элиту вполне устраивает то, что есть, то ничего с места не сдвинется. Зато Россия ухватилась за эту идею, начав быстро втаскивать нас в свой «Русский мир». Сергей Доренко даже предложил свою контригру — сделать Киев столицей их «Русского мира», хотя бы таким образом втянуть Украину в свой проект. Но экспансия «Русского мира» — это чистой воды экспансия ордынских законов и понятий. Это все понимают, поэтому никакого «Русского мира» не будет. Их проект никому не интересен.

Чем был интересен наш проект, я расскажу о нем немного. Славянская модель писалась ориентируясь на уникальность нашей украинской нации, которая заключается в разделении нас на условно «имперцев» и условно «демократов». Если статистика 70 на 30, то меньшинство просто идет за большинством, а если это так как у нас, примерно, пополам, то это вечное и непримиримое противостояние. Это плохо сейчас, когда идиоты довели это противостояние до войны. Но проект писался не к войне, он искал, как можно это противостояние пустить не во вред стране, а на пользу и предусматривал конкуренцию двух систем в рамках одного государства. Принцип простой, если две системы недоговороспособны, значит они вечно будут конкурировать и вечно развиваться.

Плохо, когда имперцы ходят строем и поют хором «суровые годы уходят», но когда их заставить думать и креативить — это уже преимущество.  Мы как нация по своей сути меньшие имперцы, чем поляки или белорусы, не говоря уже о русских, где нужна и важна иерархия и подчинение. Мы больше похожи на чехов, одних из лучших производителей сложных товаров, ставших важной частью немецкого промышленного кластера  в силу качества людского ресурса.  Там, где нужно мыслить и над чем-то скрупулезно работать, здесь лучшие чехи, украинцы и баварцы, не любящие пруссаков и считающие себя родственными славянами. У нас один тип мышления.  И здесь было бы наше явное конкурентное преимущество над имперцами.  Украина имеет возможность аккумулирования людей с сетевым, то есть гибким, мышлением, которое ведет к созданию цивилизации нового типа, у которых нет перспектив развития в российской империи. Это могло бы стать как нашим важным и системным отличием, так и конкурентным преимуществом (через специализацию), но и довольно точно обозначило бы пути развития государства и перспективные рынки для его экономики.  Единственное, что при такой конкурентной модели нам нужен был бы арбитр, назовем его сейчас условно — совет старейшин. Именно так проектировались Штаты, но с упором на сильные институты без третьей стороны, что сегодня видится ошибкой.

Почему я взяла этот проект и почему, начиная эту тему в прошлом посте, я ее начала с церкви? Потому что то, что нам сейчас предлагается в религиозном православии, оно как слизано с этого проекта. Конкуренция Константинопольского и Московского патриархатов — это очень похоже на конкуренцию наших «имперцев» и «демократов». Ума не приложу, почему вместо экономической модели развития для всей нации, запускается модель религиозная? Думаю, что здесь не столько наша игра, сколь американская, которым нафиг не нужно объединение Ватикана с Москвой. Московский патриархат возмущается, почему молчит Афон? Да, потому что торгуются. Когда решения зависят не от нас, вопросы решаются быстрее. Но это большая геополитическая игра. А кому кроме нас нужна Украина как центр экономического развития?

В 2017 году 4,3 млн украинцев уехало жить в Россию. Статистику по украинцам, уехавшим в Европу и др. страны — я даже не смотрю, чтобы не расстраиваться. Знаю, что очень много. А это же не пенсионеры едут, а едут работоспособные и креативные специалисты. Даже Китай вывозит людей целыми заводами, всем предоставляет жилье; у них там куча городов пустует. Мы бездарно потеряли время и потеряли людей. И говорить мы теперь можем только о том, что мы потеряли. Самое обидное, что потеряли не потому, что не смогли, а потому что не захотели. И единственное, что нам осталось — это бороться за свою мечту об Украине. Потому что мечта — это наше последнее прибежище, птица, соединяющая сегодня и завтра. Нам надо вернуть ту мечту, которую они у нас украли.

Если в модель государства заложены принципы его развития, его экспансии и явным образом проработаны его конкурентные преимущества, то вопрос его экономического развития – это вопрос выбора способов его встраивания в глобальную экономику. Собственно выбор возможен из трех вариантов:

1) встраивание через проект с акцентом на одну, максимум две, глобальные отраслевые экономические программы;
2) инвестиционный путь;
3) инновационно-технологический путь.

И только третий путь даст возможность получить результат значительнее, быстрее и «качественнее». Проработка идей, способных повести нашу страну по третьему пути должна вестись постоянно и системно, даже если будет выбран какой-то из первых двух путей. Да хотя бы с чего-нибудь начали. Тупо и бездарно потеряли киотские деньги. Это же насколько надо быть идиотами, чтобы из-за процентов на их счету в банке никуда их не вложить? Хотя бы ради себя организовали какой-то экономико-социальный пиар проект, ориентированный прежде всего на единение граждан страны. По примеру Китая, могли бы построить какой-то город по современному энергосберегающему инфраструктурному проекту, как стартовую точку спроса для запуска инновационных городских проектов и их глобальной рыночной апробации.  Хотя время, скорее всего, уже и для этого упущено. Зачем что-то делать, если можно ничего не делать, имитируя реформы, и тупо брать в долг бабло, в надежде на то, что будущие поколения за вас рассчитаются.

Сейчас два основных глобальных игрока — это, конечно же, США и Китай.  За их игрой довольно интересно наблюдать. Трамп еще не понимает, что на китайцев, где сядешь, там и слезешь. Россияне уже попробовали. Время сейчас другое, если ты бьешь по кому-то протекционизмом, то тебя ударят в ответ еще больнее. Трамп распиарил свои пошлины для китайцев, рассказал какой он молодец, как он нагнул Си и как ему теперь Китай заплатит за всё. В прошлом году объем американских поставок только соя-бобов в КНР достиг $13,9 млрд. Из-за этой сои было много шума, Трамп встретился с Си, тот его выслушал, помахал головой и уехал. Трамп сообщил, что пошлины на сою китайцы вводить не будут. А китайцы тихо закупили сою в другом месте и сказали, что у американцев больше покупать не будут. Трамп отправил делегацию в Китай во главе с министром финансов Стивеном Мнучиным.  Но делегация администрации Трампа покинула Пекин без каких-либо договоренностей о торговле, ни встречи с Cи, ни совместного заявления. Переговоры высокого уровня закончились без комментариев после обмена между сторонами жесткими требованиями. А дальше еще интересней.

Китай развернул оборонительную ракетную систему на островах Спратли в Южно-Китайском море и сообщил о том, что Пекин создаст свой первый порт свободной торговли в южной островной провинции Хайнань. Выбор Хайнаня, чьи экономические показатели отстают от большей части остального Китая, подчеркивает приоритет центрального правительства по развитию слаборазвитых районов страны. Для этой новейшей зоны свободной торговли Китая, потребуются новые реформы, зато Хайвань превратится в свободный торговый порт, который в конечном итоге станет оффшорным центром торговли и финансов, который облегчит не только поток товаров и финансов, но и талантов в страну.

Теперь это будет место еще одного амбициозного экономического эксперимента. В апреле  Си Цзиньпин официально обнародовал порт свободной торговли на Форуме Боао  наряду с другими мерами по открытию экономики страны. Согласно планам Пекина, Хайнань, экономика которого в настоящее время сосредоточена на туризме, станет зоной свободной торговли к 2020 году. Инфраструктурные и нормативные изменения, необходимые для развития порта свободной торговли, произойдут к 2025 году. Цель Китая — создание зрелой и всемирно ведущей системы к 2035 году. Хайнань поставят в ту же лигу с глобальных финансовых центров, таких как Гонконг, Сингапур или Роттердам. Это еще один важный шаг в экономической эволюции Китая в направлении полной финансовой и торговой либерализации. Безвизовый Хайнань с беспошлинными магазинами, казино и всем прочим. Вот вам пример, как создаются проекты.

Comments

comments