Для В.Д.

Сегодня немного о cinema. Вы помните о своей первой детской влюбленности? Нет, я не о том, как мальчик влюбился в девочку. А о совсем детском, когда ты начинаешь понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. Что кроме родителей можно восхищаться еще кем-то. Когда ты понимаешь, что этот человек тебе нравится, а этот- нет. И когда ты начинаешь понимать, что такое красиво, а что безобразно. Моей такой первой любовью была Сильвана Помпанини.

Я увидела ее в старом фильме 1953 г. «Утраченные грёзы» , она меня так потрясла своей какой-то породистой итальянской красотой, что я выдохнуть не могла. Я люблю красивых женщин, но у нас они все другие, а здесь было именно детское потрясение от необычной красоты. Потом, уже взрослой, еще несколько раз смотрела этот старый наивный фильм о том, как трудно быть красивой женщиной. Как тебя все боятся. На работу тебя не берут потому, что ты слишком красива. -Как же так, ведь у вас написано, что вам нужна красивая девушка?- говорит ее героиня. И слышит в ответ:- Да, там написано, что нужна красивая, но Вы же необыкновенно красива. У меня же никто работать не будет, все будут только и делать, что любоваться Вами.

Эта красавица так и осталась каким-то восхищением в моей жизни. Мне в юности очень хотелось иметь такую шелковую блузочку, в такую тоненькую полосочку, и я как-то сказала об этом дочери, а она вдруг вспомнила об этом, когда была в Италии. Приехала и говорит:- Я столько времени зря потеряла из-за этих бутиков, мне все хотелось тебе купить блузку в полоску. Я тогда рассмеялась: глупенькая, разве можно купить мечту в бутике? Это была такая детская мечта, которую не купишь.

Почему-то всегда восхищалась красивыми женщинами и талантливыми мужчинами. Но, видела только двоих потрясающе талантливых мужчин, которые умели играть руками и глазами одновременно. Один из них тоже актер из детства -Эрик Портер


Когда у нас показывали «Сагу о Форсайтах», я тоже была ребенком и, кажется, это был первый сериал, который я смотрела. Фильм шел летом, а меня родители забросили в какой-то пионерский лагерь, где девчонки думали только о мальчишках и танцах, а я с одной девочкой- художницей, каждый вечер ходили в красный уголок, где был телевизор. Мы наблюдали, как Эрик играл одиночество, потом приходили в палату и рассказывали своим малахольным девкам, какие у него руки, глаза, а Аня все время рисовала его руки. И нам тогда казалось, что мы понимаем об одиночестве все. Даже ахматовское одиночество мы понимали.
Я пью за разоренный дом,
За злую жизнь мою,
За одиночество вдвоем,
И за тебя я пью,–
За ложь меня предавших губ,
За мертвый холод глаз,
За то, что мир жесток и груб,
За то, что Бог не спас.

У всех были семьи и в каждой семье было что-то свое-одинокое, и девки забыв про танцы все смотрели «Сагу о Форсайтах». Что мы тогда понимали в жизни? Потом, уже после лагеря, девчонки еще приезжали ко мне в гости иногда. Это потом уже я и книгу прочла и ее продолжение «Конец главы», но Эрика помню так же, как и Сильвану- очень ярко.

А в 1979 г. я посмотрела один болгарский фестивальный фильм «Барьер». Это не масскультура. Я не помню его на больших экранах, но это то, что помогает в трудные минуты оставаться людьми. Там главную роль играл Иннокентий Смоктуновский.
Композитор, которому на голову свалилась или была послана судьбой девушка с неба. Ну, как у Славика Вакарчука в песне:
«Така як ти буває раз на все життя і то із неба»… Фильм о том, что в жизни бывает такой барьер через который переступать нельзя. Это был первый фильм в котором девушка летала и уносила с собой в полет любимого. Девушка с крыльями.

Фильм о том, что если ты переступил этот барьер, то дальше -пропасть, и если у вас обоих нет крыльев, то не смейте его переступать. Любовь и смерть- это одинаковая пропасть, только те у кого есть крылья- взлетят ввысь, а без них -только пропасть вниз. Фильм заканчивается трагически- вниз. На одних крыльях двоим долго не продержаться. Я этот фильм тоже запомнила на всю жизнь. Мне как-то захотелось показать этот фильм дочери, но я его тогда не нашла в инете. Дочь у меня тогда болела и я решила почитать ей повесть Павла Вежинова по которой был снят этот фильм, а когда прочла то поразилась. Сама повесть такого сильного впечатления не произвела. Я только тогда поняла, что это была лучшая роль Смоктуновского. Он играл своё. Он так это сыграл гениально. Как можно разрушить и убить самое дорогое тебе в жизни и что потом…

P.S. Милая моя девочка, тебе Бог дал крылья. Береги их. Не надо вниз! Все минеться, все минеться… Бывает в жизни так, что нужно жизнь прожить, чтобы в конце жизни понять, что такое счастье. Я это точно знаю. Помни о барьере, а крылья тебе еще пригодятся. Обязательно пригодятся. Отзовись, моя девочка, я тебя сегодня не вижу.

Comments

comments