Сара Бернар однажды сказала, что жизнь порождает жизнь, и энергия  рождает энергию. Есть три вида энергии. Свой тип энергии Сара описала эйфорией, порожденной оптимизмом, ожиданием и достижением. Это лучший вид энергии, когда вы счастливы, у вас все хорошо и вас окружают люди, которых вы любите и которые любят вас.  Другой тип энергии, когда ты постоянно не успеваешь за чем-то; когда  тебе не хватает времени;  и ты не в состоянии угнаться, наверстать упущенное.   И так изо дня в день.  А третий вид энергии – это наши страхи. Эта энергия создает реакцию испуга, ощущение опасности. Это та энергия, которая постоянно держит нас на чеку.

Энергия страха связана с нашими комплексами, которые присутствуют у всех. Невежество всегда порождает страх. Подсознательно мы знаем, что за все в жизни нужно бороться, но именно страх  останавливает и мешает приложить силы. Мы чаще предпочитаем синицу в руках журавлю в небе.  Нам проще Христа ради принять  то, что нам всучат, мы скорее привыкнем и уговорим сами себя, что так надо, так проще, так живут существуют все.  Действительно проще свою трусость и лень списать на что угодно. Какая любовь, какая дружба? Ведь этого же ничего не существует? Есть только бизнес интересы.  Нам удобно так думать, и оттого мы несчастные, с холодными глазами и без улыбок, пропитаны злостью и не любим себя.  Чаще всего, мы неуверенные в себе люди, которые боятся быть непонятыми и позволяют страху руководить нами.  «У страха глаза велики». Нельзя бояться в эти глаза заглянуть.  И победить.

ДИВА. (итал. diva) — в оперном искусстве прославленная певица.  Термин вошёл в обиход в конце XIX века, он произошёл от итальянского слова diva, которое является женской формой латинского слова divus  и переводится как «обожествлённая».  Дива — это нечто особенное: диковинка, исключение, уникальность и самобытность, спородичность и единичность – игра природы.  Дивой нельзя родиться, Дивой можно только умереть.  Не может и молодая актриса стать Дивой. Ею может стать только женщина с прошлым, умудренная опытом, испытавшая много лишений и страданий, и обреченная на одиночество.

Сара Бернар стала «божественной» уже в довольно преклонном возрасте, но это случилось потому, что драматические актрисы раньше всегда были ниже статусом оперных певиц, и Сара была первой, кто заслужил  этот титул на драматической сцене.  Французы считали ее национальным достоянием и первой настоящей звездой.

Таким же национальным достоянием и звездой была и оперная Дива — Мария Каллас.  Личные трагедии и  комплексы, тянувшиеся из детства, сделали этих актрис Примадоннами сцены.  У них были разные судьбы, но обе страдали одними и теме же комплексами неполноценности в детстве.  Сара, дочь куртизанки, которую мать,  дабы дочь не мешала ей,  отправила  с нянькой в Англию, где она росла одинокой и замкнутой в себе упрямой дикаркой, не знавшей материнской любви и совершенно не знавшая своего отца. И Мария, тоже выросшая без материнской любви, обожавшая отца, но после развода родителей, не видевшая его, и была тоже одиноким и замкнутым  в себе ребенком. Если Сара была сильно худа и болела туберкулезом, то Мария  в детстве была очень полным и рослым ребенком, благодаря чему матери удалось отдать ее учиться в консерваторию, куда брали  с 16 лет, на два года раньше.  Мария  не раз вспоминала, что мать лишила ее детства. Рано увидев в дочери талант, она с раннего детства заставляла ее заниматься музыкой, тяжело трудясь каждый день.

Сара тоже начинает играть в спектаклях еще в школе. Ее учителем был Александр Дюма-отец. У нее была куча комплексов и причуд. Она пережила 12-дневную кому, после чего страстно желала жить и преодолевать все  жизненные препятствия.  Очень боялась смерти, боялась, что ее похоронят в ужасном гробу, поэтому заставила мать купить ей  гроб из красного дерева, который везде возила за собой и в котором спала.  Ее постоянно мучило больное самолюбие, которое не могло успокоиться никакими ее маниакальными желаниями.

Чувство собственной неполноценности и неуверенности в себе привело этих женщин к сверхдостижениям. Сестра Каллас, Джекки, написала в биографии: «Я отдала свою жизнь семье, Мария отдала свою жизнь карьере».  Хотя на самом деле Мария сделала нечто совсем другое – она, так же как и Сара,  посвятила  свою жизнь освобождению от детских страхов неполноценности и неуверенности в себе. Только став великой певицей  она нашла свое счастье, осуществив мечту своего детства. Она всю жизнь мечтала, чтобы ее любили, и чувствовала эту любовь только на сцене. Л.Бернстайн сказал о ней: «Она была великолепная индивидуальность»

Сара Бернар создала свой собственный и неповторимый имидж стиля модерн не только на сцене, но и в жизни. Она  работала в лучших театрах Парижа, потом приобрела свой театр, он так и назывался «Театр Сары Бернар». Эта женщина обладала виртуозным мастерством и техникой, у нее был великолепный художественный вкус. В 71 год ей ампутировали часть ноги, но, несмотря на это, она все еще продолжала работать.  Ее любовник, который был на 35 лет моложе ее, и с которым она познакомилась, когда ей уже было 66 лет, в старости признался, что годы жизни с Сарой были лучшими в его жизни.

Так же как «Дама с камелиями» стала жизнью Сары воплощенной на сцене, так же и жизнь Марии была постоянным воспроизведением ее сценических образов.  Ее жизнь часто превосходила трагизм ее ролей. Так же как ее Медея была предана Ясоном и сама Мария была предана Онассисом, после того, как пожертвовала ради него своей карьерой, мужем, творчеством.  Персонажи, которые она играла на сцене стали трагически переплетаться и в ее реальной жизни.

Великая актриса обречена на имидж Дивы.  Пьер-Жан Реми, парижский оперный критик, после кончины Марии сказал о ней: «После Каллас опера никогда не будет такой же, как раньше».  Эту страстную и талантливую Диву любили, обожали и почитатели, ненавидели и презирали, но она никогда не оставляла  никого равнодушным.
Творец и новатор, постоянно стремившийся к совершенству, со своей маниакально — депрессивной и целенаправленной  энергией.  Никто   не повлиял на  мир драматического искусства и  на мир оперы больше, чем  эти две с детства закомплексованные  женщины, сумевшие преодолеть все свои страхи и стать при жизни «божественными».

Наверное, нет женщин, которые бы были полностью довольны собой? Каждая женщина должна быть индивидуальна. Только женщины могут требовать от себя невозможного. -Умная женщина желает себе всегда немножечко больше, говорила Сара. Однако  стремление этих Див со стальным характером быть совершенством не знало никаких границ.  Каллас говорила: «Я никогда не удовлетворена. Я лично неспособна наслаждаться тем, в чем я преуспела, потому что я вижу в увеличенном виде то, что я могла бы сделать лучше». А Бернар, имея неукротимый характер и бешеный темперамент, говорила: «Я без конца ставлю перед собой разные цели, чтобы не дать себе сорваться с цепи».

Энергия эйфории  сделала их великими.  Они были  обречены на одиночество в жизни  потому,  что им просто не было равных.  А сцена и толпы поклонников- обожателей наполняли их энергией эйфории. Только там, на сцене,  они чувствовали эту эйфорию любви и счастья.

Их хоронил весь Париж. Все улицы были забиты людьми. Их любили. Их любят и сейчас. Их будут помнить всегда.

Кто был в 2004 году на Майдане, тот очень хорошо помнит эту энергию эйфории. Такое забыть невозможно. Гормон любви. Когда вокруг тебя масса людей, которых ты любишь и они любят тебя –это непередаваемое ощущение, а так, именно так и было. Я до сих пор помню этот каскад энергий по всему телу, от головы до кончиков пальцев на ногах, вдруг открывшихся из каких-то резервуаров внутри меня. Из этих резервуаров энергии мы можем запустить все что угодно: любовь, страсть, добро, целеустремленность и любое благородное дело, которое в наших интересах. Большинство людей получают то, что они действительно хотят.

Comments

comments