Как говорил Кафка: «Чтобы театр мог воздействовать на жизнь, он должен быть сильнее, интенсивнее повседневной жизни. При стрельбе нужно целиться выше цели».  Жизнь сейчас летит в таком темпе, что театру за ней уже давно не угнаться. Театр уже не отображающее зеркало и даже не увеличительное стекло. Сейчас уже в жизни столько театральности, что меня начало тянуть в театр за жизненностью и за хорошим репертуаром. У меня какая-то необъяснимая тоска по качеству пьесы. Вся эта панорама человеческих страстей на  наших политических подмостках с ее яркими образами и словами толкает смутную душу туда, где она чувствует что-то человечное, настоящее, не такое фейковое, как все вокруг. Парадокс в том, что в жизни — на её политической сцене, стало намного интереснее наблюдать за публикой, нежели актерами.

Как они прелестны и непостижимы, хотя бы эти идиоты, которые в России завели уголовное дело на руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова, да еще и с обысками. Что они там собирались найти? Дело в том, что спектакль — это такая штука, которую нельзя взять в руки и потрогать, как бабло. После него ничего не остается, кроме памяти. А бывает и так, что отыграли и забыли.  Особенно, если кому-то нужно, чтобы забыли. То, что на спектакль есть рецензии в прессе, есть актеры, состав жюри, который его смотрел — это все фигня для суда, если нельзя потрогать. Вот как-то раньше такое даже представить было трудно, сегодня — в порядке вещей. В порядке вещей на России и то, что режиссера оставляют в покое только по личному распоряжению путина, после ходатайств за него пресс-секретарей — Пескова и Тимаковой. А путин называет уже в который раз всех идиотами. Серебрянникова отпускают, но дело не закрывают, задерживают его бухгалтера, директоров. Но там весь идиотизм — это борьба кланов, где все средства хороши. Вот нефиг Серебренникову  было «Околоноля» Суркова ставить, а то еще и самостоятельным решил быть, а то еще и за деньги какого-нибудь олигарха Усманова. Чекисты этого не любят. Спектакль должен быть такой, чтобы каждая сволочь запомнила. Надо было, как Оскар Юстис, захерачить им «Юлия Цезаря», тогда бы точно никто не сказал, что спектакля не было.

Оскар Юстис художественный руководитель Шекспировской театральной компании Public Theatre — Публичного театра «Шекспир в парке». Оскар довольно известная личность, даже батьку Лукашенко в свое время троллил акциями протестов в Нью-Йорке из-за Белорусского Свободного театра. А Мерил Стрип  тоже забавляла нью-йоркскую публику, появившись в образе Дональда Трампа на ежегодном гала-представлении Публичного театра «Шекспир в парке».  Но вот постановка  «Юлия Цезаря» в центральном парке Нью-Йорка не осталась незамеченной. И всё только из-за того, что актер, играющий Цезаря был похож на Трампа и был одет в яркий оранжевый парик, длинный красный галстук и расстегнутое пальто. Но это Шекспир, хоть и осовремененный — драма, в которой консула Римской республики убивают по ходу действия. Но в современной интерпретации Цезаря закалывает не Брут, а коллективный искатель справедливости. Пьеса вызвала бурю негодования, подобно тому, когда актриса Кейти Гриффин появилась в роли библейской Юдифи с отрубленной головой завоевателя Олофена, после чего телекомпания CNN  отстранила ее от должности ведущей популярного шоу. На «Цезаря» набросился весь консервативный кружок Трампа, все, кто его не видел — начали осуждать. Начался грандиозный скандал, что и побудило спонсоров отозвать свою поддержку театру.

Тролли Трампа, как всегда — не разобравшись, напали на все Шекспировские театральные компании по всем Штатам. В Штатах  много Публичных театров, входящих в Шекспировское театральное общество, но откуда об этом было знать троллю Джеку Пособецу? И во все из них отправился поток писем с угрозами и оскорблениями, как уже было однажды, когда они Бродвейский мюзикл «Гамильтон» перепутали с театром Гамильтона в Канаде, и посылали туда письма с проклятиями. С другой стороны тоже началось негодование, но уже по поводу травли театра. Театральные компании решили сплотиться и выступать с поддержкой свободного театра. «Люди с умом Трампа, похожим на Юлия Цезаря, отправляют угрозы смерти во все театры». Вся эта шумиха только вызвала интерес к театру. Твиттер тоже не отставал: «Цезарь убит в пьесе и вы протестуете, а коп убивает безнаказанно Филандо Кастиле на глазах у 4-летней дочери 7-ю выстрелами, и мертвая тишина. Свободный разум Лоры».

Это не первая попытка осмыслить и осовременить знаменитую шекспировскую пьесу у Оскара Юстиса, но первая – при нынешнем президенте США. «Юлий Цезарь»- предостерегающая история о стиле власти, была адаптирована различными театрами на протяжении многих лет, чтобы показать титульные персонажи, напоминающие Бенито Муссолини, бывших президентов Джона Кеннеди и Барака Обаму. Но только изображение Трампа натолкнулось на нервы побудив Национальный фонд искусства дистанцироваться от спектакля. «Ни Шекспир, ни общественный спектакль не могли бы пропагандировать насилие как решение политических проблем. И, конечно же, не убийство», — сказал Оскар Юстис во время премьеры. «Язык искусства отличается метафорикой, и показанное на сцене не следует воспринимать буквально. Эта игра, напротив, предупреждает о том, что происходит, когда вы пытаетесь сохранить демократию недемократическими средствами».

Ричард Спенсер, основатель движения Альт-райт, идеолог белого национализма в США. Благодаря этой обертке Трамп и пришел к власти.  Спенсер  демонстрирует фото с Джеком Посебецем, у которого в руке билет на «Цезаря» и пишет: «В первый раз эта деревенщина посещает пьесу, которую он собирается закрыть».  Это именно тот Пособец, который сочинил байку о том, что Макрон гей. И Спенсер его явно презирает, постоянно тролля в Твиттере. Не знаю, как он сейчас относится к Трампу, пару недель назад Трамп собирался выдвинуть его на пост министра военно-морских сил. Там сейчас много свободных должностей, никто не горит желанием работать с Трампом, дорожат своей репутацией. В каком-то интервью Спенсер, сразу после выборов, говорил уверенно, что с приходом Трампа им удастся установить новый мировой порядок. Сейчас он ретвитит твитты, что Трамп полон дерьма и Хиллари была бы лучше.

К этому можно относиться с иронией, но все актеры всегда были сильно забобонные. Они во многих вещах видят знаки. Они не говорят о спектакле до премьеры, по пятницам премьер не назначают, для них даже имеет значение с какой ноги нужно зайти в гримерную или на сцену. Мистики и загадок в театре полно. Театр — это не только спектакль и не только актеры, но и всякие мистические истории с ним связанные. Взять, к примеру, всем известную по разным фильмам историю с призраком оперы в парижской Гранд Опера. И ведь многие театралы признавались, что действительно видели в коридорах театра призрак, который проходит сквозь стены. Но всей этой чертовщины с паранормальными явлениями особенно  много в Москве. Больше всего в театре Пушкина, где обитает призрак актрисы Алисы Коонен, трескаются зеркала, выключается свет и хлопают сами по себе двери. Во МХАТе бродит призрак Станиславского.  И многие их видели. Даже у нас в Киеве возле «Арсенальной» есть загадочные развалины Зеленого театра, возле которых любил блуждать Булгаков. Это тоже необычное паранормальное место с призраками, привлекающее к себе внимание.

Можно вспомнить и чертовщину с Большим театром, который  начала строить еще Екатерина. Он несколько раз горел, потом ему нашли другое место и он там тоже несколько раз горел, пожары всегда начинались в подвале и там всегда видели призрака в длинном плаще. Театральные люди самые суеверные везде. Ореол тайны и проклятий носят некоторые спектакли. Во всем мире актеры не желают играть в шекспировском Макбете. Шекспир там, вроде бы,  разговор трех ведьм, варивших колдовское зелье, не сочинил, а подслушал у настоящих ведьм, и записал его. Булгаковский Мастер и Маргарита — это еще одно проклятие. Авилов, играющий Воланда, даже крест, выходя на сцену, одевал — не помогло. Неприятности сопровождают эти спектакли постоянно. Однако есть и другие примеры, когда у Роберта Стуруа в финале его Короля Лира рушатся декорации старого театра, а вслед за этим разваливается и Совок.

Сергей Николаевич написал: «А история учит, что театральных людей трогать нельзя. Они блаженные. В нашей мистической стране театр — сакральное место. Ступи туда грубыми сапогами, в камуфляже, и вся хлипкая конструкция отечественной государственности и законности рухнет, погребя под собой и главных фигурантов, и поборников порядка, и сочувствующих зрителей, и других ни в чем не повинных персонажей. «Бесовское действо», как называли театр в старину, существует и развивается по своим, а вовсе не министерским законам. Тут происходит много такого, что не поддается обычной логике и усердному администрированию».

Но вот в России решили тронуть театр. Немного странно, что сопротивляться всему этому решила именно ассоциация театральных критиков России. Нина Агишева взяла на себя эту миссию, и решила объединить всех  людей искусства для поддержки Кирилла Серебренникова и прочих незаконно арестованных в России, в том числе и нашего Олега Сенцова.  Дай Бог ей сил в этом. Но все это чекистам даром не пройдет. Они не понимают, во что ввязались. На самом деле это не министерство культуры воюет с артистами, а чекисты с ГРУ-шниками за финансовые потоки. ФСБ не дают покоя зарубежные активы ГРУ. Если они уже дошли до того, что в 2014 году через какой-то ижевский сайт от имени какого-то фейкового Колпакова слили список 79 российских военных разведчиков, работающих под прикрытием в Европе, США, Азии и Южной Америки, а учитывая то, что России подготовка одного военного атташе обходится в $5 млн, а нелегала в $10 млн, то это действительно подстава серьезная. А когда адвокат Резник покидает МГЮА из-за установки на ней мемориальной доски Сталину — это ли не издевательство над всеми? И эти люди будут нас тыкать в Бандеру? Но, глядя на то, как ведут войну с Трампом американцы, я понимаю, что Майкл Мур прав, когда говорит, что хороши все средства и действовать нужно сразу во всех направлениях, но на первом месте должна быть сатира и театр.

Села писать пост немного о другом, но что-то Нина меня сбила.  Просто понимаю, насколько важно им сейчас выстоять и как нужна поддержка. Можно, конечно же, трусливо молчать, изображая из себя интеллигента, который выше всего этого, который слишком гениален, чтобы влезать во все эти разборки с властью, пока они не придут и за ним.  А можно и Юлия Цезаря поставить.  Как говорил известный комик Ред Скелтон о похоронах Гарри Кона — американского киномагната, президента компании “Columbia Pictures»: — «Недаром Гарри сказал: «Дайте публике то, чего она хочет, и она повалит толпой».  Цельтесь выше!

 

 

Comments

comments